фгос до последняя редакция
УТВЕРЖДЕН
приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации
от « » 2013 г. №
ФЕДЕРАЛЬНЫЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящийфедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее– Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований кдошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения всфере образования, возникающие при реализации основной образовательнойпрограммы дошкольного образования (далее – Программа) организациями,осуществляющими образовательную деятельность (далее – Организации),индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями).
Правона реализацию Программы имеют Организации, индивидуальные предприниматели приналичии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В реализации Программы участвуют дети, их родители(законные представители), педагогические работники и их представители,Организации, федеральные государственные органы, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели иих объединения.
Требования Стандарта являются обязательными приреализации основной образовательной программы дошкольного образования для Организаций ииндивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящимСтандартом.
Родители (законные представители) индивидуальные предприниматели, не имеющиелицензии на осуществлениеобразовательной деятельности, могут использовать положения Стандарта при самостоятельнойреализации Программы.
Получениедошкольного образования в Организациях может начинаться в любой момент подостижении детьми возраста двух месяцев [1] .
1.2. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия:
Амплификация развития – максимальноеобогащение личностного развития детей на основе широкого развертыванияразнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками ивзрослыми.
Вариативность иразнообразие организационных форм дошкольного образования – обеспечениемножественности различающихся между собой форм получения образования, формобучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вариативностьсодержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерныхосновных образовательных программ.
Взаимодействие междуфизическими и юридическими лицами – партнёрство, направленное на обеспечениекачественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса,институтов гражданского общества.
Взрослые – родители (законные представители),педагогические и иные работники образовательной организации.
Группа – основная структурная единица, создаваемая вОрганизациях или вне их с целью освоения детьми основной образовательнойпрограммы. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую,оздоровительную или комбинированную направленность. Также могут создаватьсягруппы детей раннего возраста, обеспечивающие развитие, присмотр, уход иоздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы поприсмотру и уходу без реализации основной образовательной программы,обеспечивающие комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытовогообслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;семейные дошкольные группы.
Единствообразовательного пространства – обеспечение единых условий и качестваобразования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминациив сфере образования.
Зона ближайшего развития – уровень развития,проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками,но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
Индивидуализация образования – построение образовательнойдеятельности на основе индивидуальных особенностейкаждого ребенка, при котором сам ребенок становитсяактивным в выборе содержания своего образования, становится субъектомобразования.
Комплекснаяобразовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитиедетей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видахдеятельности и/или культурных практиках.
Возрастдетей – младенческий (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет).
Образовательнаяобласть – структурная единица содержания образования, представляющаяопределенное направление развития и образования детей.
Образовательная среда – совокупностьусловий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценногообразования и развития детей.
Парциальнаяобразовательная программа – программа, направленная на развитие детейдошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видахдеятельности и/или культурных практиках.
Педагогическая диагностика – оценкаиндивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкойэффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшегопланирования.
Преемственностьосновных образовательных программ – преемственность целей, задач и содержанияобразования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Психологическая диагностика – выявление и изучениеиндивидуальнопсихологических особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – частьобразовательной среды, представленная специально организованным пространством(помещениями, участком и т.п.), материалами,оборудованием и инвентарем для развития детейдошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков ихразвития.
Разнообразие детства – многообразие вариантовпротекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальнымиособенностями самих детей, включая их психофизиологическиеособенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями ивозможностями их родителей (законных представителей), социокультурными,региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другимиособенностями.
Ранняяпомощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая имедико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которыхвыявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либориски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисныхситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детствакак периода жизни значимого самого по себе, без всякихусловий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этотпериод есть период подготовки к следующему периоду.
Социальная ситуация развития – сложившаяся системавзаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первуюочередь, взрослыми и другими детьми.
Специальныеусловия образования – специальные образовательные программы, методы и средстваобучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы,технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования(включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод приреализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений иприлегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц сограниченными возможностями здоровья, а также педагогические,психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающиеадаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности, безкоторых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностямиздоровья затруднено;
Участок – территория, прилегающая к Организации, функционирующей в режимесвыше 5 часов, или находящаяся на небольшом удалении, и представляющаясобой открытую зону, приспособленную для реализации программы.
1.3. Стандарт разработан с учётомКонвенции ООН о правах ребёнка [2] ,Конституции Российской Федерации [3] ,законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующиеосновные принципы:
поддержки специфики иразнообразия детства;
сохранения уникальностии самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий игуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личностиребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательнойдеятельности;
осуществление образовательнойдеятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, преждевсего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
ВСтандарте учтены:
особыеобразовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе сограниченными возможностями здоровья;
возможностиосвоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
полноценного проживанияребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения(амплификации) детского развития;
индивидуализациидошкольного образования;
содействия и сотрудничествадетей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом)образовательных отношений;
поддержки инициативыдетей в различных видах деятельности;
партнёрства Организацииили индивидуального предпринимателя с семьёй;
приобщения детей ксоциокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формированияпознавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видахдеятельности;
возрастной адекватности(соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёта этнокультурнойситуации развития детей;
занятия требованиями кусловиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развитияличности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта.
1.5. Стандартнаправлен на достижение следующих целей:
повышениесоциального статуса дошкольного образования;
обеспечениегосударством равенства возможностей для каждого ребёнка в получениикачественного дошкольного образования;
обеспечениегосударственных гарантий уровня и качества образования на основе единстваобязательных требований к условиям реализации основных образовательныхпрограмм, их структуре и результатам их освоения;
сохранениеединства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровнядошкольного образования.
1.6. Стандартнаправлен на решение следующих задач:
охраныи укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе ихэмоционального благополучия;
обеспеченияравных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольногодетства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социальногостатуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченныхвозможностей здоровья);
обеспечениепреемственности основных образовательных программ дошкольного и начальногообщего образования;
созданияблагоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными ииндивидуальными особенностями и склонностями развития способностей итворческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другимидетьми, взрослыми и миром;
объединенияобучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основедуховно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил инорм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формированияобщей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности иответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечениявариативности и разнообразия содержания образовательных программ иорганизационных форм уровня дошкольного образования, возможности формированияобразовательных программ различной направленности с учётом образовательныхпотребностей и способностей детей;
формированиясоциокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,психологическим и физиологическим особенностямдетей;
обеспеченияпсихолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровья детей;
определениянаправлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, атакже взаимодействия педагогических и общественных объединений.
1.7. Стандарт является основой для:
разработкипримерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерныепрограммы);
разработкинормативов финансового обеспечения реализации Программы;
формированияучредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
объективнойоценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиямСтандарта к условиям реализации и структуре Программы;
подготовки,профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестациипедагогических работников, административно-управленческого персоналаОрганизаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законнымпредставителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического ипсихического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимойкоррекции нарушений их развития.
1.8. Стандарт устанавливает требования:
кструктуре Программы и ее объёму;
кусловиям реализации Программы;
крезультатам освоения Программы.
1.9.Реализация Программы осуществляется Организацией или индивидуальнымпредпринимателем на государственном языке Российской Федерации.
РеализацияПрограммы Организацией или индивидуальным предпринимателем, на территорииреспублики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики РоссийскойФедерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем на государственном языке республики РоссийскойФедерации не должна осуществляться в ущерб государственного языка РоссийскойФедерации.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательнойдеятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста вразличных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных ипсихологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решениезадач Стандарта, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
2.2. Программа формируется как программа психолого-педагогическойподдержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детейдошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольногообразования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевыхориентиров дошкольного образования).
2.3. Программа направлена на:
создание условий развития детейдошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка,его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческихспособностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками исоответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды/
2.4. Программаутверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартоми с учётом Примерных программ [4] .
При разработкеПрограммы Организация определяет продолжительность пребывания детей вОрганизации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задачпедагогической работы. Организацияможет разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольныхобразовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребываниядетей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей,групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, и для группдетей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числеразновозрастных групп.
Время, необходимоедля реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания воспитанниковв Организации [5] в зависимости от возраста детей, ихиндивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которойПрограмма реализуется.
2.5. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватыватьследующие образовательные области:
социальнокоммуникативноеразвитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественноэстетическое развитие;
физическое развитие.
Социальнокоммуникативное развитие направлено на присвоение норм иценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственныхдействий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональнойотзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельностисо сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежностик своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, оботечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательноеразвитие предполагает развитие любознательностии познавательной мотивации; формирование познавательныхдействий, становление сознания; развитие воображенияи творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях,объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствияхи др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,многообразии стран и народов мира.
Речевоеразвитие включает владение речью как средствомобщения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматическиправильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационнойкультуры речи, фонематического слуха; формирование звуковойаналитико-синтетической активности какпредпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическоеразвитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведенийискусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становлениеэстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарныхпредставлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,музыкальной, и др.).
Физическоеразвитие включает приобретение опыта в следующихвидах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнениемупражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координацияи гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системыорганизма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторикиобеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнениемосновных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми справилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.6. Конкретное содержание указанных образовательныхобластей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённыхвидах деятельности:
в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение свзрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательскиедействия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность итактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными идинамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок,вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками подруководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.),восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательнаяактивность;
длядетей дошкольного возраста это игровая,включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольноговозраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общениеи взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание иэлементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разногоматериала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие ипонимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмическиедвижения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладениеосновными движениями) формы активности ребенка.
2.7. Содержание Программы должно отражать следующие аспектыобразовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательнаясреда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.8. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемуюучастниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими инеобходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечиваяразвитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт2.4 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы.